— 

Историческая справка

Периоды становления и деятельности «Школы Ершова»

1932

В Москве создается студия — театрально-литературная мастерская А. Д. Дикого, одного из талантливейших представителей русского театра. Для проведения уроков актерского мастерства Дикий приглашает в свою студию замечательного актера В. О. Топоркова, ярого сторонника нового метода Станиславского.

Для студийцев создаётся уникальная ситуация — от Топоркова они из первых рук получают информацию и умения как по-новому Станиславский выстраивает на площадке уникальную атмосферу подлинности и правды, а от Дикого студийцы получают лучшие ценности театрального искусства. В эту студию поступает и успешно ее заканчивает Петр Михайлович Ершов, имя которого сегодня носит наш институт.

В студии П. М. Ершов очень скоро понял, что театральная деятельность позволяет осуществляться его глубинным интересам к тому, что происходит с людьми. Этот интерес все более и более будет проявляться в его театральных работах и теоретических исканиях. Знаменитые заповеди Дикого Петр Михайлович будет неоднократно приводить в своих работах, а свою книгу по режиссуре он посвятит светлой памяти своих учителей — А. Д. Дикому и В. О. Топоркову.

1937

После окончания студии (1935) П. М. Ершов становится актером театра-студии А. Д. Дикого (1936), затем уезжает с Диким в Ленинград в Большой драматический театр. В этот период увлеченность Ершова театром перерастает в осмысленное понимание значения учения Станиславского для актерской профессии. Изучение Ершовым «метода физических действий» Станиславского выливается в идею создания «теории» словесных действий. Над реализацией этой идеи Ершов работает в течение четырех лет. Созревшую «теорию» он публикует в журнале «Театр». Статья вызывает бурную дискуссию.

Замешанная на идеи Станиславского — создать науку о театре, «теория» словесных действий Ершова явилась началом глубокого научного познания специфики творчества актера и рождением уникальной в своем роде «Школы Ершова».

1938

П. М. Ершов активно участвует в создании русского национального театра в Таджикистане, городе Сталинобад, где в качестве актера работает сезон. За этот короткий период им созданы яркие сценические образы. В его репертуаре роли Любима Торцова («Бедность не порок» А. Н. Островского); Сатина («На дне» М. Горького); Мурова («Без вины виноватые» А. Н. Островского).

П. М. Ершов в роли Любима Торцова, в роли Сатина, в роли Мурова

1940

После Сталинобада П. М. Ершов работает режиссером и актером в театре Черноморского флота, где его застает война. Театр закрывается, Ершов переводится в театр Северного флота, участвует во фронтовых концертах.

В военные годы П. М. Ершов поступает в аспирантуру в ГИТИСе и работает над диссертацией по теме «Действие как материал актерского искусства». В основу научной работы положен «метод физических действий» Станиславского. Публикует теоретические статьи, читает лекции, выступает с творческими программами.

1944

С этого периода П. М. Ершов целиком посвятил себя научно-исследовательской и педагогической деятельности.

1946

В. О. Топорков приглашает Ершова ассистентом на свой курс в «Школу-студию» МХАТ. Через год Топорков серьезно заболевает и Петр Михайлович продолжает занятия по актерскому мастерству в группе, в которой учится подающий надежды студент О. Н. Ефремов, позже — один из создателей и руководитель легендарного театра «Современник», затем — главный режиссер МХАТа.

1947

Сразу после защиты в ГИТИСе кандидатской диссертации П. М. Ершов начинает работу над текстами, оформившимися потом в связанные между собой единством методологии книги: «Технология актерского искусства» (1959, переиздано 1992, 2000), «Режиссура как практическая психология» (1972, переиздано 2000), «Темперамент. Характер. Личность», совместно с физиологом П. В. Симоновым (1984), «Происхождение духовности», совместно с П. В. Симоновым и Ю. П. Вяземским (1989), «Потребности человека» (1990), двухтомник «Искусство толкования: Режиссура как художественная критика» (1997, переиздано под новым названием «Скрытая логика страстей, чувств и поступков» 2009).

П. М. Ершов не изменяет своим учителям, его труды пронизаны их идеями и его собственными новаторскими разработками. К первой книге П. М. Ершова «Технология актерского искусства», где автор подробно излагает разработанный им «метод физических действий» Станиславского, его учитель народный артист СССР, профессор В. О. Топорков пишет яркое и глубокое по своему содержанию предисловие, где высоко оценивает фундаментальный труд своего ученика.

Фундаментальные труды П. М. Ершова явились значительным вкладом в разработку «поздних» идей Станиславского. Так, разработанная им оригинальная классификация действий — дальнейшее развитие «метода физических действий» Станиславского, не получившего своего завершения при жизни автора. Исследования Ершовым природы режиссерского искусства как борьбы и предложенные им ее «параметры» — практическое воплощение идей Станиславского о сценическом общении.

Раскрыв закономерности взаимосвязи потребностей, мотивации и выразительных особенностей поведения, Ершов привнес новые знания и практики не только в театральную педагогику и науку о театре, но и в науку о человеке. Его открытия и разработки имеют большое значение для изменения понимания «жизни человеческого духа» (К. С. Станиславский), очищения театрального искусства от рутинных представлений о творческом процессе, для использования науки о театре в сложных областях человековедения: философии, педагогики, психологии, психологии, нейрофизиологии, литературоведении и т.п.

За период научно-исследовательской и педагогической деятельности П. М. Ершов поставил более 20 спектаклей в разных театрах страны, преподавал в театральных вузах Москвы и Владивостока (заведовал кафедрой театра). Выпустил два курса на режиссерском отделении в институте культуры Москвы, читал лекции, проводил мастер-классы в институтах культуры Кемерово, Перми, курировал театральную деятельность своих учеников и последователей и пр.

1950

Преподавательская деятельность в студии при МТЮЗе. Затем — главный режиссер МТЮЗа. Ставит спектакли, обучает актеров по «методу физических действий». Короткое время работает ученым секретарем в Институте художественного воспитания Академии педагогических наук.

1951

П. М. Ершов работает зам. директора театрального училища им. Щепкина. Ведет занятия по мастерству актера в разных студийных объединениях.

В газете «Искусство и Жизни» разворачивается дискуссия о Методе физических действиях. Ершов становится главным объектом критики М. О. Кнебель и А. Д. Попова. Дело доходит до обвинения в космополитизме. Сотрудники газеты снимают статью Ершова из публикации, тем самым спасают его от ареста. П. М. Ершов уходит в аппозицию и открывает у себя на дому театральную студию (1952). На занятиях много молодежи. Уроки Ершова по технике действия тайно посещают студенты театральных вузов. Будучи студентом «Школы-студии» МХАТ, ершовскую студию посещал О. П. Табаков.

1953

«Ершовская» студия переселяется в ЛК МГУ на Моховой, куда уроки Ершова приходила смотреть Р. А. Сирота. Студия при театре Ю. А. Завадского, затем — студия театра Ленинского комсомола. Позже — эта же студия становится студией при заводе Каучук. Поставленный Ершовым в этой студии спектакль по произведению Софокла «Антигана» приходили смотреть ефремовские современниковци.

Параллельно со студийной работой П. М. Ершов все десятилетие работает внештатным рецензентом в отделе драмтеатров Минкультуры СССР. Поездки по стране с докладами и рецензиями.

1965

О. Н. Ефремов привлекает Петра Михайловича преподавать по «Школе Ершова» в учебной группе, набранной театром «Современник». Параллельно с преподаванием Ершов работает над новой книгой, посвященной режиссуре.

В это время П. М. Ершов знакомится с ученым физиологом П. В. Симоновым на заседании в ВТО, посвященного Станиславскому, где Павел Васильевич делает доклад по своей книге «Система Станиславского и физиология эмоций». Эта встреча перерастет в многолетний плодотворный научно-творческий союз. Споры, беседы, обмен мнением станут для Ершова основой для создания его теории «толкования» искусства режиссуры, для Симонова — почвой для научных трудов об эмоциях, человеческих потребностях, поведении, творческом сверхсознании и др.. Многие работы были написаны ими совместно.

1967

П. М. Ершов ставит «Дни Турбинных» М. Булгакова в русском драмтеатре города Фрунзе и получает приглашение на главрежа. В городе Березняки ставит «Старшего сына» А. Вампилова. В городе Сталинобаде работает над спектаклем «Странный доктор» по пьесе А. Сафронова. Во время репетиций Ершов вынужден обучать актеров технике действия, на что катастрофически не хватает времени.

1972

О. Н. Ефремов вновь приглашает Ершова к преподавательской деятельности, на этот раз заниматься с молодыми мхатовскими артистами. С этой группой Петр Михайлович работает вместе с народным артистом СССР, режиссером МХАТа М. М. Яншиным. В это же время выходит в свет вторая книга П. М. Ершова «Режиссура как практическая психология». Замечательное предисловие к этому труду пишет О. Н. Ефремов.

Книга вызывает большой интерес не только в театральной среде, но и среди ученых. П. В. Симонов расценивает фундаментальный труд Ершова как яркий пример синтеза науки и искусства. Замечателен тот факт, что труд Ершова, посвященные непосредственно поведению человека на сцене, используется в изучении закономерностей поведения человека в жизни.

Несомненно, большую роль в жизни П. М. Ершова сыграла его встреча с выдающимся ученым физиологом, академиком РАН, директором Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН (ВНД) П. В. Симоновым. Огромное влияние на научное творчество Симонова оказал и Ершов. Любовь Симонова к театру и невероятная тяга Ершова к познанию человеческой природы породили этот удивительный союз науки и искусства, продолжавшийся более 40 лет, результатом которого явились новые знания и практики, обогатившие как науку о театре, так и науку о человеке. На вечере, посвященном памяти П. М. Ершова, Павел Васильевич Симонов назвал Петра Михайловича человеком мироздания и своим учителем.

К. С. Станиславский А. Д. Дикий В. О. Топорков П. М. Ершов П. В. Симонов

1936 год.

Памятный подарок П. М. Ершову от К. С. Станиславского — фото с автографом.

1937 год.

В. О. Топорков дарит своему ученику фото с дарственной надписью: «Моему дорогому другу Пете Ершову, талантливому артисту, на долгую память».

1988

В городе Москве создается театральная лаборатория «Психология творчества актера». Идейные вдохновители создания лаборатории — Симонов и Ершов. Петр Михайлович собирает вокруг себя своих учеников, Павел Васильевич делегирует ученых из Института ВНД. С целью получить в своих действиях свободу коллектив единомышленников решает пуститься в самостоятельное плавание, т.е. вести роботу лаборатории вне государственного сектора образования. Кстати приходит поддержка со стороны Минкультуры. Большую помощь оказывает О. Н. Ефремов. Лаборатория делает набор молодежи на актерский курс и начинает обширную научно-образовательную деятельность.

1989

Театральная лаборатория получает официальный статус — Российский научно-образовательный центр «Институт человековедения» (РНОЦ). Учредителем института становится Фонд социальных изобретений СССР, президентом — ученица П. М. Ершова, актриса, театральный педагог Т. Н. Дащинская, к этому времени закончившая Высшие Театральные Курсы при ГИТИСе, спонсорами — молодые начинающие предприниматели. Институт одним из первых получает от Правительства Москвы право вести образовательную деятельность по собственным образовательным программам.

1993

РНОЦ Институт человековедения реорганизован в междисциплинарный научно-образовательный центр «Институт человековедения», где работают опытные специалисты разных направлений. Благодаря единению усилий представителей разных областей знания: педагогики, психологии, искусства, медицины, физики, информатики, нейрофизиологии и иных, в Институте формируется команда с мощным интеллектуальным и творческим потенциалом. Ведется обширная научно-исследовательская работа, в основу которой положены разработки К. С. Станиславского о высших механизмах творчества, названных им «сверхсознанием».

Известно, впервые термин «сверхсознание» был введен К. С. Станиславским в связи с его идеей сознательного влияния на механизмы творчества. Станиславский заимствовал этот термин у индийских философов-мистиков, но не мистика интересовала гения театра. Он стремился распознать механизм работы сверхсознания (творческой интуиции) и направить его в русло актерского творчества. Великий реформатор театра стоял на пороге серьезного открытия. Однако ярые поборники вульгарного материализма лишили его этой возможности. Лишь спустя десятилетия была открыта дорога для научного познания этого уникального явления.

Результатом научно-практических работ Института в этом направлении становятся уникальное изобретение, признанное Патентным ведомством РФ пионерским, т. е. не имеющим мировых аналогов (разработчик и патентодержатель Т. Н. Дащинская, 1999 г.) и созданные на его основе инновационные технологии по созданию принципиально новой информации, не бывшей ранее, и оригинального продукта. Пройдя апробацию, инновации Института внедряются в учебный процесс с целью обучения студентов создавать принципиально новое.

При Институте успешно работают Детская школа философии и творчества — Школа юных инноваторов и Курсы для специалистов разных направлений, где в основу обучения положены инновационные технологии, адаптированные под нужды каждого обучающегося. Таким образом, Институт — «Школа Ершова» — становится обладателем исключительных знаний и практик и устремляется к новым завоеваниям.

Подробную информацию о результатах совместного проекта представителей науки и искусства по практической реализации идей К. С. Станиславского в области сверхсознания см. раздел сайта «Наука».

2001

Институт человековедения плавно переходит в негосударственное образовательное учреждение «Институт театрального искусства», которому присваивается имя Петра Михайловича Ершова. На основе накопленных знаний и опыта в Институте театрального искусства им. П. М. Ершова создается лаборатория «GENIUS» по дальнейшему исследованию высших механизмов творчества. Отличительная черта Института — интеграция образования, науки и искусства. В его профессорско-преподавательский состав наряду с опытными высококвалифицированными преподавателями входят молодые талантливые педагоги, мастера сцены и ученые разных направлений, новаторская деятельность которых направлена на «выращивание» инновационно мыслящих и активно действующих специалистов нового поколения.

Ректором Института назначается выпускница «Школы Ершова» Тамара Николаевна Дащинская, художественным руководителем — выпускник «Школы-студии» МХАТ, народный артист РСФСР Геннадий Михайлович Печников. Дополняя друг друга, они успешно руководят, прямо скажем, непростым, а по оценке многих, уникальным Институтом, вместе работают на одном курсе, не испытывая при этом никаких противоречий. Этот тандем удачно дополнен представителями других театральных школ.

Объединив свои усилия, они передают молодому поколению традиции отечественных театральных школ и знания, порожденные предшественниками в разные периоды своей деятельности — духовные творения гениев театра.

Наряду с этим, активно развивают театральные традиции, придавая им новые смыслы и современное звучание.

2005

Институт создает свою материально-техническую базу. Собственными силами он поднимает практически из руин переданное ему здание и превращает его в настоящее произведение искусства.
Тем самым не на словах, а на деле воплощает завет Станиславского — «Театр начинается с вешалки»!
И это тоже часть нашей истории...

2010

17 марта 2010 года Петру Михайловичу Ершову — 100 лет, «Школе Ершова» — 75.

На базе Института создан Театр-Лаборатория «KLIKs», приуроченный к юбилею.

В честь 100-летия со дня рождения П. М. Ершова на разных площадках города Москвы проходят торжественные мероприятия. Старт праздничной программы дан в доме музее К. С. Станиславского, куда съехались многочисленные выпускники «Школы Ершова», рассеянные по стране и за рубежом.

Отличительная черта учеников П. М. Ершова — высокий профессионализм, творческий размах и железная воля. Их жизнеспособность поражает воображение, а многолетняя дружба вызывает добрую зависть. Они «одной крови», у них общие традиции и устремления. Однажды им крупно повезло, они шагнули в загадочный мир театрального искусства, где встретили своего Учителя, имя которому — Человек мироздания.

П. М. Ершов (в центре) со своими учениками: А. Д. Павленко, Г. С. Модестова (педагоги по мастерству актера), Р. П. Павленко (педагог по сцен. речи) и студенты актёрско-режиссёрского курса (Т. Н. Дащинская 2-я слева — будущая актриса, режиссёр, театральный педагог, исследователь, изобретатель, ректор Института театрального искусства имени П. М. Ершова). 1976 г.

Народный артист РСФСР, художественный руководитель Института театрального искусства имени П. М. Ершова, объединивший опыт Школы-студии МХАТ и Школы Ершова в единое целое, и его ученики — студенты актерско-режиссерского курса 2008 г.

2011

Летопись Института театрального искусства имени П. М. Ершова — «Школы Ершова» — на этом не заканчивается. Дальнейшие ее страницы заполняются успехами учеников нового поколения. Не сбавляют обороты и прямые ученики П. М. Ершова, составляющие сегодня костяк Института.

История развития, достижения «Школы Ершова» и ее традиции — это летопись борьбы за прогресс в театральном искусстве выдающегося театрального деятеля, актера, режиссера, театрального педагога, крупного ученого Петра Михайловича Ершова и нескольких поколений его учеников и последователей. Поиски и разочарования, громкий успех и борьба за выживание, противостояние органам власти и их весомая поддержка, революционные идеи, прорывные технологии, открытия, изобретения и многое-многое другое, от части, парадоксальное, порой — трагическое, окрашивали их нелегкий, но яркий и плодотворный путь.

Безусловно, Институт театрального искусства имени П. М. Ершова — не рядовая организация, а очередной этап в деятельности «Школы Ершова» по развитию и реализации «поздних» идей К. С. Станиславского, системно разработанных П. М. Ершовым и его учениками.

История, традиция, глубокие корни, достижения и соответствие требованиям нового времени ставит научно-творческую «Школу Ершова» в ряд выдающихся отечественных театральных школ, являющихся национальным достоянием.